Я, режиссёр праздничных программ и голос многих городских площадей, держу в ладонях тёплый лист с нотами величальной. Седая бумага пахнет смолой и медью, будто давно ждала своего часа. Грядущий вечер рассыпает на клавиши янтарный свет, скоро прозвучит песнь, способная развернуть сердца навстречу легенде.

Народный герой, о котором пойдёт повествование, живёт в памяти толпы не как бронзовая статуя, а как сосед за общим столом. Его подвиг — звон меча и шероховатый смех, сокрытый в старых переулках. Мне доверено вдохнуть в эту историю струну фанфар, высекающую искру гордости.
Замысел дробит тишину
Для начала я раскрыл партитуру и нанёс над каждым тактом маленькие символы сценического ритуала: голубая точка означает «горящий факел», пурпурная черта зовёт барабаны. Такой метод называют «октафоном»: нотная запись обогащается палитрой визуальных кодов, благодаря чему артисты читают высоту звука, а ещё температуру света.
Рефрен поднят на ладонь медных труб. Чтобы усилить эпический пульс, я ввожу приём «трагоскопия» — резкий срез общего звучания в одном такте, заставляющий дыхание зрителя схлопнуться, словно меха кузни, и вернуть воздух рывком.
Сцена как лоно
Платформа из грубо тесаных досок трансформируется в обрядовый круг. Кулисы раздёрнуты, ветер ощупывает паруса декораций. Я ставлю герольдов на периферию пространства, они читают пролог древним приёмом «скандация» — распевная речь на границе слова и аккорда. Первый ряд слушателей втянут внутрь звукового водоворота, потому что резонаторы под поручнями заставляют пол вибрировать.
Публика включается в игру жестов: поднятая ладонь — знак для хора из вмешанной толпы, закованный кулак — сигнал для барабанщиков. Так я свожу границу сцена-зал к ничтожной нити. Нужен только один миг — и легенда встаёт из пепла рыцарского костра.
Конкурсный вихрь
Во время фестиваля я вывожу на подмостки четыре команды. Каждая готовит короткий отклик на величальную: голос, жест, оберег, висящий на шерстяной ленте. Победу приносит точность попадания в главный лад — дорийскую окраску, густую, как крепкое вино. Жюри получает особый камертон с индексом «A-440, γ», который фиксирует отклонение в семь центов. Такой прибор именуют «гелиофоном», внутри его полая стрелка из бериллия реагирует на минимальные колебания воздуха.
Когда кода распахивается, я бросаю в зал пшеничные лепестки. Народный герой словно шагает под золотым снегом, а стены наполняются стукотом каблуков и громогласным «Слава!». Финальный гласный звук растягивается в дыхании зрителей так долго, что кажется, будто город переходит на другой полюс времени.
Вернувшись за занавес, я беру в руки чёрную флейту, подаренную мне старым кларнетистом-кочевником. Её тембр напоминает шёпот далёких льдов. Одним протяжным флажолетом я запечатываю песнь. Гул затихает, остаётся шорох пергамента, на котором новое имя героя уже пульсирует рубиновым светом.
Так гранитная легенда снова становится живой кожей на ладонях слушателей, а моя работа — лишь мост, перекинутый через стихийный поток памяти. На рассвете я складываю ноты, чтобы позднее раскрыть их перед другой площадью, в другом мерцающем городе.
